Творчество как состояние духа и суть жизни

Световитъ Ph.D Хиты: 13 8 марта 2023
Мы уже говорили ранее о варнах, понятии, которое используется у славян для описания, главным образом, уровня развития души, а также социальной системы общества и сословий. Однако категория варна относится не к вечной душе (атма), а к развитию воплощенной личности (джива, дживатма). Осознанность же человека позволяет душе гармонично развиваться в мире Яви и проявляться в полной мере через творчество.
Творчество – категория философии и культуры, которая выражает собой важнейшие суть и смысл человеческого существования, состоящее в духовном развитии личности и увеличении многообразия человеческого бытия через восходящий эволюционный процесс. Творчество может рассматриваться как состояние сознания, внутренняя природа, которая и определяет тип мышления, а вовсе не деятельность.
У творческой личности любая деятельность порождает новые ценности, идеи, формирует самого человека как Творца. Согласно Н. Бердяеву, именно творчество проявляет гениальную природу человека, каждый человек гениален от рождения: «...Гениальной может быть любовь мужчины к женщине, матери к ребенку, забота о ближних, внутренняя интуиция, не выражающаяся ни в каких продуктах, исследование вопроса о смысле жизни и поиски своей истинной природы и предназначения. Святому может быть присуща гениальность в самоосознании, в превращении себя в совершенную божественную личность, хотя никаких продуктов он может и не создавать».
Гениальность — это прежде всего внутреннее Творчество, самотворчество. Только такое первотворчество и есть исток и основа любой творческой деятельности. Творчество неотъемлемо присуще самой человеческой природе, даже маленький ребенок обладает огромными творческими потенциями — памятью, воображением, непосредственной яркостью восприятия впечатлений. Потом все это часто угасает вследствие обучения в школе, логика и анализ становятся доминирующими моделями мышления. Также вследствие того, что в обществе полностью отсутствует обучение, которое приводит к духовному развитию, человек «темнеет» и, если ему не удается сохранить в себе непосредственность состояния «ребёнка», то он превращается в обычную заурядную личность.
Творчество проявляется через единство способностей, но не сводятся к ним, поскольку развитие способностей в современном обществе направлено преимущественно на повышение качества мыслительных процессов, определяющих степень приспособления к изменяющимся и неизвестным условиям жизни, т.е. на выживание, Борьба за выживание требует наглядных, оперативно-деятельностных и логико-теоретических форм деятельности и не связана с духом.
Повседневная деятельность является некоторым результатом развития воплощённой личности (дживатмы) и связана с постоянным переходом на более высокий интеллектуальный уровень и, в конечном счёте, уровень сознания. Творческая личность может выделиться из сообщества тем, что способна решать определенный круг постоянно возникающих задач с более высоким качеством за то же или меньшее время.
Часто выделяется группа людей, так называемая «творческая» элита: артисты, художники, учёные, писатели, музыканты и другие, образующие социальную группу, функция которой состоит в решении специальных задач интеллектуального и «духовного» типа. Однако деятельность этой «творческой» интеллигенции связана фактически с душевной, эмоциональной сферой, развлечением или воспитанием, а не с духовным развитием личности. Люди искусства в действительности относятся к низшей варне общества — шудрам и их задача предоставлять комплекс чувственных телесных удовольствий, а не развития души, о которой они вообще не имеют никакого представления.
Ключевыми словами, описывающими творческую личность, часто являются: одаренность, оригинальность, фантазия, интуиция, воодушевление, техническое изобретение, научное открытие, произведение искусства. Многообразие значений понятий творческая личность объемлет собой все аспекты личности, процесса и результата, причем часто без их ясного различения. Нет единства и в том, какими свойствами должна обладать личность, чтобы получить обозначение творческой, в каких условиях результат оценивается как творческий.
Относительно общепринятым является определение творчества как того, что некоторой группой с точки зрения системы ее ожиданий воспринимается как новое и тем самым модифицирует саму эту систему. В качестве предпосылок творчества рассматриваются повышенная восприимчивость, удовольствие от внезапной идеи и самостоятельность мышления. Таким образом, под творческой понимается обычно открытая самоорганизующаяся система, готовая к восприятию целого горизонта альтернативных вариантов, который также имеет широкую палитру интерпретаций – от ограниченности «авантюрного мышления» (Ф.Бертлет) до неопределенности «дивергентного мышления» (Дж.Гилфорд).
Творчество — это состояние духа, это путь к своей истинной природе, к самому себе, оно не определяется видом деятельности, это внутренняя природа каждого человека. Творческая потенция живого существа проявляется, главным образом, в образном мышлении, но логика и логическое мышление в настоящее время доминирует у людей. Творческая потенция личности проявляется через Видение (мира, мировоззрение), которое глубоко связано с личностью, мыслями и взглядами на миръ и постоянно развивается и видоизменяется.
Именно видение мира делает нас уникальными и индивидуальными, а не платье, причёска или родинка на щеке. Поэтому развитие видения невозможно без познания самого себя, именно через самопознание становится возможным выстраивание со всем увиденным отношений на своём собственным эмоциональном уровне.
Видение творческой личности — это результат связи между познающей личностью, её сознанием, богами, людьми и мирами. Логика, несомненно, отражает существующую реальность, но составляет только её часть, давая возможность автоматизировать рутинную деятельность интеллекта и сознания. Однако доминирование логики и преобладание автоматической формы деятельности на всех уровнях организации жизни, а не только в биологической или рутинной, связанной с поддержанием тела, ведет к тому, что человек превращается в логический автомат, в биоробота, ведёт к бессознательности.
Бессознательная деятельность превращает человека в раба телесных потребностей и удовольствий, он перестаёт развиваться гармонично, как личность, деградирует от божественности к рафинированному животному. Я не стремлюсь узнать, что, такое свет или тьма, новое или старое. Мне нужно многомерное многообразие форм жизни в их проявлении. Познавать свет или тьму, уродство или красоту можно только на начальном этапе становления личности, как упрощённая форма, заключающаяся в знакомстве с дуальной парадигмой.
"Дух человеческий – в плену. Плен этот я называю «миром», мировой данностью, необходимостью. Миръ сей не есть космос, он есть некосмическое состояние разобщенности и вражды, атомизация и распад живых монад космической иерархии. И истинный путь есть путь духовного освобождения от «мира», освобождения духа человеческого из плена у необходимости. Истинный путь — это движение вглубь по линии внемирной, движение в духе, а не в мире". Н. Бердяев. Кн. «Смысл творчества».
Свобода от реакций на «миръ» и от соглашательских приспособлений к «миру» есть великое завоевание духа. Это путь высшего духовного созерцания, духовной сосредоточенности. Мир Прави есть истинно сущее, подлинное бытие, но «мир Яви» – призрачен, призрачна его данность и его необходимость. Этот призрачный «миръ» есть порождение нашего невежества.
«Пленённость духа человеческого «миром» не есть его вина, но ответственность, по сути его падение. Освобождение от «мира» и есть освобождение от обусловленности, освобождение, восхождение погрязшего в материи духа. Мы не от «мира сего» и не должны любить «миръ» и то, что в «мире», а также привязываться к нему. Не важно, что ты падшее существо, твой дух всегда свободен и велик, поэтому дерзай вступать на путь освобождения духа от «мира», на путь творческой жизни духа, неси свет истины, выйди из скованности безвыходным кругом событий.
Путь освобождения от «мира» для творчества новой жизни и есть путь освобождения и истинного творчества, преодоление двойственности, зла, собирание сил духа для жизни божественной. Рабство у «мира», у необходимости и данности есть не только несвобода, но и узаконение и закрепление нелюбовного, разодранного, некосмического состояния мира.
Свобода – это любовь. Рабство – это вражда. Выход из рабства в свободу, из вражды «мира» в безусловную любовь.» Н. Бердяев. Кн. «Смысл творчества». Каким образом душа и воплощённая личность оказываются погруженными в материю, как они оказываются опутаны ей по рукам и ногам, и как достичь освобождения, подробно рассматривается философией йоги. сейчас лишь можно сказать, что без достижения освобождения творческая личность не может состояться.
Пока нет комментариев
Оставить комментарий
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.