Сварупа дживы

Сварупа дживы - наша идентичность

Сварупа дживы - наша идентичность

Световитъ Ph.D Хиты: 6 19 декабря 2022


Фундаментальные истины относительно природы и идентичности души, вопросы связанные с пониманием природы сущности и личности, находятся за пределами материального времени, пространства, слов и мыслей. Тема, таким образом, до сих пор остаётся загадочной, несмотря на обширные работы, посвящённые духовной философии.

Общие вопросы идентичности трансцендентной души

Предметом обсуждения многочисленных текстов являются устройство мироздания, миры, вселенные, планы бытия, практика йоги, но ничего не говорится о собственно о природе самого живого существа и в частности его сущности, однако без этого невозможно достичь какого-либо духовного развития.

Многие практикующие бхакти-йоги, а также любознательные духовно ориентированные люди, обдумывали и размышляли об этих истинах с незапамятных времен. В последнее время по всему вайшавскому миру появлялись разные вопросы по этой теме. Вот некоторые примеры:


  1. Поскольку я вечная трансцендентная душа, моей форме также присуща вечность или на нее влияет мое окружение и общение?

  2. Если моя форма является присущей мне изначально, то она полностью присутствует в данный момент и сейчас просто скрыта? Или она подобна семени древа, обладает только лишь потенцией для развития, т.е. пока просто не расркрыта?

  3. Я выбираю, какой будет моя духовная форма и личность или она дается кем-либо, в частности гуру, в соответствии с его выбором?

Смысл понятия Кришна (Крысень)


Слово Кришна कृष्ण в транслитерации с деванагари пишется, как Kṛṣṇa, а на древнеславянском это запишется, учитывая что древнерусское письмо является слоговым, Кр'сн(а) или Кр(ы)ш(е)н(ь). Дадим образное значение этого слова исходя из расшифровки имени:


К — это исток, рождающий и поддерживающий жизнь во всех её формах, которая находится в непрерывном развитии и самосовершенствовании, а также олицетворяет виток спирали развития души, которая вращается вокруг Солнца Сверхсознания и неразрывно связана с ним в процессе поступательного развития. Спираль соединяет прошлое и будущее, низшие и высшие аспекты Сознания Души в Единое Целое, пребывающее во Всеобъемлющем Сейчас. Душа или сознание освещает три грубые и тонкие сферы бытия.

Р — поток энергии (от истока), изменяющий энергетическое состояние вокруг человѣка.

С - проявление замыслов Творца в Яви через соединение информации с энергией

Н - вечное движение, нескончаемый круговорот Ярилы-солнца (сверхсознания) и дживы друг около друга, порождающий бесконечный танец созидания и разрушения форм.

Таким образом, мы видим, что понятие Кр'шна, по сути, представляет собой сжатое описание процесса, который направлен на эволюционную трансформацию воплощенной души, находящейся в вечном процессе непрерывного развития и самосовершенствования, при взаимодействии со Своим Истоком, который соединяет прошлое и будущее, низшее и высшее, материю и дух, т.е. речь идёт о ликвидации состояния двойственности и достижении Единства и Целостности, Самодостаточности и удовлетворённости в Самом Себе. Но в ведической традиции процесс, средство и цель означает одно и тоже, поэтому часто для простоты понимания образ слова Кр'шна связывается с образом прекрасного, вечно юного бога любви (герой), на который можно медитировать, с которым можно общаться и находиться в личных любовных отношениях (расе) и достичь цели, т.е. сознания Кр'cны.

Помимо материального мира – внешней (мнимой) стороны бытия, где душа играет роль субъекта, существует другая, внутренняя (действительная часть) сторона бытия, который душа призвана найти и осознать. Это многомерная реальность, в которой пребывают Сверхдуша и другие аспекты сущности живого существа, все они олицетворяют иерархию планов бытия. Все планы бытия (локи), таттвы, Боги, духи, все формы и качества, Вселенные, все энергии заключены в Живом Существе, но они распределены по планам бытия и чтобы обрести желаемое необходимо перейти на более высокий уровень сознания (локу) также как это делает электрон в атоме, переходя на более высокий энергетический уровень и в определённый момент он может стать свободным.

Переходя с локи на локу вы приобретаете все качества и достояния его олицетворения, оставаясь при этом самим собой в своей сущности (Субстанция, Атма), которая существует самостоятельно, сама по себе, являясь самодостаточной, это аспект внутреннего единства всех форм своего проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний, проявлений, она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе, она первопричина происходящего и всего сущего. Субстанция обладает свободой, которая означает возможность определять саму себя лишь посредством своих собственных оснований. То есть она не может и не нуждается в сторонней по отношению к себе действующей силе. В свете сказанного онтологические проблемы возникают тогда, когда человек соотносит себя не с сущностью (субстанцией), а с её (про)явлением - дживой, которая является фрагментом Атмы.

Таким образом, Сверхдуша является “более тонкой, чем душа” и занимает более высокое (энергетическое) положение в совокупности уровней сознания. Также, как рентгеновские лучи способны показать то, что не видно невооруженному глазу, так и с помощью сварупа-шакти, тонкого и необычайно мощного излучения, можно увидеть душу. Энергия (свет) бхарго исходит от девы. Дева (Богъ) означает “прекрасный, привлекательный, предающийся играм”, это уровень (состояние) сознания, которое включает в себя и олицетворение (образы, имена, качества и пр.). Это Кр'сень – Прекрасная Реальность. Он не однородный безличный дух или Поток энергии, Он полон разнообразия и непрерывно играет. Слово дева одновременно означает “прекрасный и играющий” Кр'сень. Живое существо наполняется жизненной силой и Светом Солнца Сверхсознания, а затем и Атмы. Эти идеи хорошо изложены в тексте брахма-гайатри мантры, но в более концентрированной и полной форме они заключены в слове Кр'сшна.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что вопросы аналогичные: «Если я выберу свою форму и личные отношения с Kṛṣṇa, могу ли я изменить это в любое время или это навсегда останется моей личностью?» означают, что люди не понимают, что такое йога, вообще, и бхакти-йога в частности. Кришна не является личностью в какой либо роли (друг, супруг или любовник) в мирском смысле, с которым если связал свою жизнь, то это до конца жизни. Это и не Бог, в смысле господин, и не Тот, из которого вышла ваша душа, и которая является Его фрагментом.

Кришна — это ваш высший аспект, который интегрируется в ваше сознание в процесс йоги и проявляется в нём со всеми своими атрибутами, однако вы при этом не становитесь Кришной, ведь если вода растворяет в себе сахар, то она не становится при этом сахаром, а становится сиропом, т.е. сладкой водой. Вы всегда остаётесь самим собой даже если интегрируете все божества, которые вам известны и те, которые не известны. Все Боги являются служебными живыми духами — личностями, олицетворяющими различные планы бытия, они обладают различными качествами, образами и достояниями, но они не имеют никакого смысла сами по себе, без вас, также как глаза, они позволяют видеть, но отдельно от вас они безполезны. Боги начинают «жить» лишь в живом существе, после того, как оно проявит Их в себе.

Вопрос: «Как насчет личности вечных спутников Кришны? Кажется, у них разные настроения, а иногда разные формы, когда служат различным воплощениям. Меняются ли их расы в зависимости от их ассоциации?» Ответ: Они меняются в зависимости от внутреннего желания самих живых существ.

Вопрос: «Поскольку Абсолютная Истина, касающаяся идентичности души, одна, почему существуют противоречия в Священных Писаниях и среди разных ачарьев и учителей? Почему я иногда слышу, что учения Шести Госвами отличаются от учений Шрилы Бхактивиноды Тхакура и его последователей о вечной духовной форме? Если они на самом деле разные, в чем смысл часто используемой фразы «непрерывная цепь ученической преемственности»? Где я могу найти ответы?» Ответ: вопрос задан не корректно. Абсолют, Абсолютная Истина, Высшая реальность и пр. - это философские категории, выражающие идею сосредоточения всех ваших высших, трансцендентных качеств в понятиях, отражающих некие потенции. Это образы идеального, обладающие: всеми божественными качествами, формами, именами, достояниями, играми и пр.

Абсолют (лат. absolutus = “завершенный, полный; безотносительный, безусловный”), находящийся вне Времени и Пространства, Целостное Начало.

Абсолют - философское понятие, обозначающее полноту Бытия и совершенство. Абсолют - высшая (пара) реальность, абсолютная истина (парама-таттва), обладающая всей полнотой трансцендентных качеств; независимая, изначальная субстанция; основа (васту), способная к эманации; совершенная реальность, истина (таттва), полное целое, высшее благо или трансцендентное первоначало.

Абсолют мыслится как гармоническая слитность субъекта и объекта. Абсолют един, вечен и противопоставляется всякому относительному и обусловленному существованию. Абсолют, таким образом, превратился в категорию, которая обобщила такие предельно общие понятия, как единое, логос, дао, все, недвойственная и изначальная эманирующая субстанция, всеобщий субстрат, неизмеримое, совершенство и т.д.

Абсолютная Истина - также олицетворение высшей трансцендентной реальности — локи, что означает план бытия. Поэтому совершенно бессмысленно пытаться приписать живому существу (дживе) какое-то вечное и неизменное положение или роль, а также сопоставлять, или даже противопоставлять, Шри Кришну и Живое Существо, это все равно, что сравнивать теплое и мягкое. Также как совершенно недопустимо сравнивать материю, как философскую категорию, с понятием материал, т.е. с веществом, также недопустимо для философа сравнивать Шри Кришну, как Вишну-таттву, с реальными живыми существами, Вишну-таттву можно сопоставлять лишь с другой философской категорией - Джива-таттвой. Положение живого существа субъективно, оно определяется только им самим и больше ничем другим, поэтому вы и сталкиваетесь с различным толкованиями.

Толкования разных ачарьев и гуру отражают их видение, а также их духовный опыт и у различных живых существ он естественно не совпадает. А смысл парампары заключается в том, что она концентрирует в себе опыт многих сотен и тысяч поколений мастеров, прошедших тот путь, по которому сейчас вы идёте, опыт который вам может служить проводником на пути духовного поиска, но не он не является истиной в последней инстанции, и его не нужно абсолютизировать. У славяно-ариев существует более конкретное понятие - Род, в это понятие включается кроме того, кто служит для людей непосредственным источником вселенского знания Бога Рода, также и наши Предки:

Вот, примитесь, первое, Триглаву (Сварог, Перун, Святовид) поклонитесь Мы начинаем, и Ему великую славу воспеваем, восхваляем и Сварога, Деда Божия потому как ждет Он нас. Он - Роду Божьему Начальник (стоит во главе Божьего Рода) и всяческому Роду Родник извечный, который течет летом из источника Своего а зимой же никогда не замерзает. И эту воду живительную когда мы пьем, оживотворяемся, доколе не прейдем потому как мы все к Нему попадем в луга благодатные райские. Влес книга, дощка 11а

Наши предки, сейчас это Боги, достигшие высших уровней бытия и они также оказываюит славянам поддержку, если установить с ними связь. Этот источник никогда не прекращал и не прекратит своего существания, как утверждает Велесова книга, он действует всегда даже в ночь Сварога (духовная зима, кали-йуга), в этом огромное благо для славянского мира.

Великая тайна трансцендентной души

Этот цикл статей - скромная попытка осветить тему относительно сварупа дживы и присущей ей конституции.

Какой смысл человеку читать эту публикацию?

Для тех, кто стремится постичь истину, кто действительно желает понять великую тайну души, которая находится за пределами материального тела, ума, разума и эго, концепции, раскрытые в этой работе, станут причиной экстаза и растущего удивления. Есть надежда, что, прочитав выдержки из шастр и высказывания ачарьев, которые цитируются здесь, читатель получит:


  • ясность в этой сиддханте (убедительные философские истины);

  • понимание того, что высказывания нашей гуру-парампары находятся в полном согласии;

  • усиление веры в Шри Гуру;

  • усиление ощущения того, что все живые существа на суше, на море и в воздухе уже имеют утонченную духовную форму, присущую их конституции, в настоящее время обладающей потенциалом подобному семени, которое только ждет чтобы проявиться.

Пример этой парадигмы в ее совершенно осознанной стадии объясняет Шрила Нараяна Госвами Махарадж в своем комментарии к «Бхагавад-гите» (5.18):

«Слово сама-даршин означает «видеть, что в каждом материальном теле пребывает пограничная потенция Бхагавана, татастха-шакти, проявляющаяся как джива с определённой вечной формой и природой». Только те, кто воспринимают себя таким образом, известны как сама-дарши.

Некоторые замечания по этой теме


  1. Вечное духовное тело (сварупа, или сиддха-деха) живого существа (дживы) заложено в его конституции. Другими словами, это его конституционная форма, органически присущая ему изначально.

Аналогичные рассуждения можно встретить нередко и с ними можно согласиться, но всё же, что конкретно скрывается за этими утверждениями? Ведь здесь идёт о дживе. Что же такое джива?

Джива - это «обусловленное» живое существо, постоянно перевоплощающееся в различных формах жизни и это не сущность или субстанция, а явление или иллюзорный образ (проекция) на мир материи. Джива — это просто некая связь Истинного Я (атма) и чувств с определённой формой тела.

Джива (джива-атма) — в дуальной парадигме (в совокупности с парной категорией Бхагаван) понятие, означающее осознание себя в качестве индивидуального, отделенного и независимого живого существа, которое принимает "материальное" тело в одном из бесчисленных видов жизни (вират-рупа) и мигрирует от одного вида жизни к другому.

Это иллюзорный образ или форма, которая создана из сочетания энергии Пракрити в бессознательном состоянии с различными комбинациями гун этой энергии, в действительности существует только в воображении. Причисление себя к категории джива-атма является глубоким невежеством, навязанным кали-йугой.

В действительности все формы жизни, начиная с элементарных частиц и атома, являются сознательными. Не существует материального тела и духовной души, все это только категории, которые порождает обусловленное сознание. В итоге, в кали-югу распространились философии, провозглашающие дуальность, как основу бытия.

Таким образом, материально тело, как грубое, так и тонкие тела, и материальный мир не являются истинной действительностью, их можно отнести к понятию реальность (ложь), т..е. отражённая и искажённая (истина). Также как не является действительной пена, она не более чем смесь воздуха и воды, и существует только пока дует ветер. Пена, воспринимаемая чувствами, как некая самостоятельная реальность, также как реальность под названием "дырка от бублика" существуют лишь только в сознании. Дырки от бублика не существует вне понятия бублик, также не существует и понятия "дух" вне понятия "материя".

Так как же сидха-деха может быть конституциональной формой того, что существует только в воображении?

Примечание


Важно понять, что сварупа не является телом, как часто трактуется механистически, это форма выражения сущности в трансцендентной реальности, которая имеет три аспекта: хладини-шакти, самвит-шакти и сандхини-шакти.



  1. Уникальные настроения (раса), проявляющиеся в отношениях или, другими словами, определенные трансцендентные имена, настроения, формы, качества и действия, являются неотъемлемой частью сварупы каждой дживы.

Из вышесказанного следует, что уникальные настроения, а также имена, формы и пр. могут существовать только в воображении и проявляться в игре, т.е. в условной реальности.



  1. Потому что обусловленная душа находится под влиянием невежества или иллюзии, её истинное положение ей не известно и хотя у дживы существует возможность для осознания своей сварупы, она чаще всего не в состоянии этого сделать и поэтому страдает в явленном мире (Явь). Однако попытка разъяснить дживе её истинное положение, как правило, не приводит к успеху. Только тогда, когда «материальные» игры её больше не удовлетворяют, она приобретает страстное желание покинуть этот мир страданий и смерти, оставив всё без сожаления.




  2. Только на завершающей стадии обусловленного существования, когда даже ночью во сне живое существо плачет от страданий, осознавая свою несовместимость с миром материи, может иметь значение милость Шри Гуру и общение с само-осознавшими себя святыми существами (садху-санга). Подобное общение позволяет понять истинные причины своих проблем, понять свое конституционное положение, т.е. то, чем оно является на самом деле, и позволяет проявиться вечной сварупе сущности живого существа через процесс пробуждения.




  3. Все три аспекта сварупа-шакти присутствуют в сердцах тех чистых душ, которые достигли самоосознания, в их сердцах и во всём, что с ними связано; то есть их хари-катхе, их взгляде, их действиях и т. д. Таким образом, благодаря общению с такими чистыми преданными, бхакти постепенно раскрывается, Сварупа, т.е. осознание себя как вечной трансцендентной сущности, у дживы пробуждается через садхана-бхакти и милость Хари, Гуру и Вайшавов.




  4. Внутренняя духовная энергия (сварупа-шакти) сущности живого существа, находящаяся в сердцах вечно освобождённых живых существ, нисходит в сердце дживы (на стадии бхава-бхакти) и позволяет ему полностью осознать как свою сварупу, так и сущность, которая её выражает.




  5. Часто встречаются утверждения, что расы всех жителей Го-локи вечны и они никогда не меняются. У некоторых есть различные настроения (и даже различные формы), но эти настроения и формы также вечны. В их человеческих играх (наравата-лила) такие спутники иногда могут желать дополнительной расы или формы, а затем достичь ее, но это всего лишь игры.



Такие утверждения являются ни чем иным, чем проекцией обусловленного сознания на трансцендентный мир (мир Прави), поскольку в нём время не существует, как и пространство. Трансцендентному (анти-материальному) миру приписываются качества вечности всеми религиозными традициями и философскими школами, включая западные, просто как противопоставление миру изменчивости форм (мир материи).

Это происходит потому, что кодовые матрицы языка, как древнесловенская буквица, так и деванагари, содержат всего примерно 50 символов (я даже не упоминаю английский, в котором всего 26 знаков), ограничивая язык и сознание людей. В следствие этого они просто не знают как описать антиматериальный мир, измеряя его привычными мерками, но играми являются всё, как в мире материи, так и в мире духа, которые неотделимы друг от друга, поскольку являются дуальной парой. Поэтому можно говорить лишь более абстрактно: о таттве и лиле.

Трансценденталисты должны осознавать полностью оба фактора реальности: царство безусловного и царство условного. Это две взаимосвязанные плоскости бытия, где безусловное, непреходящее («вечное») образуют комплексное пространство (абстракцию) вместе с мнимой плоскостью, условного, преходящего (временного), но при этом изменчивость присутствует везде. Это такой странный мир, в котором следствие может играть роль причины, а наблюдатель может изменить реальность просто созерцая её и может порождать любые объекты и субъекты..

Когда некоторые личности учат, что джива уже имеет прекрасную духовную форму, то можно предположить, что они говорят с безусловного уровня («уровня вечности»), но они тогда признают мир временный, как объективную реальность, а это уже материализм или …... дуальность. Как опытный садовник может смотреть на семя любого дерева и объяснить особенности дремлющего в нем дерева и заботиться о нем, чтобы дерево проявилось, так и самоосознающий себя вайшнав может «видеть сварупу» - вечную идентичность, уникальную для каждой дживы - и помогает полностью проявить эту сварупу. Такое видение не означает осознание всей полноты картины, поскольку даже себя можно познавать вечно, но не постичь никогда. Так как же можно всё знать о другом? Но можно различать суть вещей и её явление, т.е. иметь будхи или духовный разум.

Как мы можем видеть, здесь нет противоречия между учением Шрилы Бхактивиноды Тхакура и чистых вайшнавов в его линии и учением Шести Госвами. Вся наша гуру-парампара, от недавней Гаудии Вайшнава ачарьи до Шри Чайтаньи Махапрабху представляют то же самое послание. Хотя это послание иногда выражает разные его аспекты и формулируется по-разному в зависимости от перспективы «вечного времени» и перспективы «материального времени», принципиального же противоречия в действительности нет. Более того, сообщение произносится по-разному также в зависимости от времени, места и обстоятельств, т.е. в зависимости от уровня развития слушателя и той эпохи, в которую мы живём или йуга-дхармы. Поскольку в разные йуги существуют различные цели и, следовательно, взгляды на сиддханту, все очевидные противоречия могут быть устранены с помощью общения с чистыми вайшнами.

Подведём итог нашего небольшого путешествия в мир любви и мудрости. Если вы пробудили свою сидха-деху, вечное духовное тело, которое является вечным, преисполненным знания и блаженства (сат-чит-ананда), это даст вам освобождение, выход из самсары, т..е циклов перевоплощений. Но этого недостаточно, необходимо стать ещё и личностью, тогда вы будете обладать свободой воли, которая не зависит от любой чужой воли. Тогда вы станете Творцом, а не слугой или перекати -поле. Это и есть безусловный мир мир или мир вечности, когда вы не подчиняетесь никому и ничему.


Владимир Подводный

Разница между реальным и виртуальными живым существом не всегда вполне ясна. И здесь не имеет значения в какое: билогическое или кристаллическое тело оно инстанцирует или, иначе, воплощается. Возникает необходимость выйти за пределы реальности.

Последние комментарии (1)

автор комментария
lalita

Сидха-деха, вечное тело или, иначе, эмоциональное, чистое духовное тело, которое выше чувств, ума и интеллекта. Сиддха-деха - это чистая душа.

Оставить комментарий

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.