Различение души и тела

Световитъ Ph.D Хиты: 4 4 сентября 2022
Санкхйа йога вынуждена, учитывая глубокую деградацию сознания живых существ и следовать дуальной концепции, в которой дух олицетворяет Пуруша и материя представлена Пракрити. Поэтому санкхйа йога построена на различении души и тела, двух отделённых и независимых начал бытия. Вследствие этого война, битва на Священной Земле (сознание) разворачивается в комплексной реальности, одно измерение которой действительное, а другое - мнимое.
Стих 1
сан̃джайа ува̄ча там̇ татха̄ кр̣пайа̄вишт̣ам / аш́ру-пӯрн̣а̄кулекшан̣ам вишӣдантам идам̇ ва̄кйам / ува̄ча мадхусӯданаx
Санджая сказал: Тогда Кришна, сокрушитель сомнений, обратился к исполненному скорби и сострадания воину, в беспокойных глазах которого стояли слёзы, с такими словами..
Стих 2
кутас тва каш́малам идам̇ вишаме самупастхитам ана̄рйа-джушт̣ам асваргйам / акӣрти-карам арджуна
О Арджуна, в чем причина твоего заблуждения? Не пристало воину в столь решающий час отступать от долга, малодушие не украшает ария. Твои предки, к коим ты ныне обращаешь свой взор, не одобрят твоего решения. Покинув поле боя, ты не прибавишь себе славы, малодушие не приведёт тебя на Сваргу.
В разделе описываются симптомы освобожденных людей, обладающих знанием. Крышень убирает неведение, вызванное скорбью и заблуждением, Сначала Он даёт мудрость различать (вивеку) Пракрити (материю, мнимую реальность) и дух (субстанцию, истинную реальность, истинное Я). Послание Бхагавана способен услышать и воспринять только тот, кто сможет осознать, что Куру-кшетра, Священна Земля, находится не в Индии или за Полярным Кругом и даже не на Земле. Все эти цари, родственники и враги, боги и демоны и даже все эти Вселенные находятся во внутреннем мире живого существа, в его сознании. И сражаться приходиться с самим собой во всех лицах.
Слово каш́малам означает «заблуждение», вишаме означает «в этот решающий момент» или «в критический момент битвы», кутас означает «в чем причина?» И упастхитам - означает «он нашел убежище в вас (Кришне)». Слово анарйа-джуштам подразумевает, что этот поступок не будет оценен по достоинству благородными или уважаемыми людьми, а асваргйам акирти-карам означает, что отказ сражаться явлчется неблагоприятным ни для обретения мирского, ни для достижения трансцендентного счастья.
Дхритараштра, олицетворяющий демонические настроения в сознании, был бы очень доволен знать, что еще до начала битвы религиозные настроения вдруг внезапно проснутся в сердце Арджуны и будут являться препятствием на пути духовного восхождения. Арджуна выражал неприятие битвы, придерживаясь принципа ненасилия, который он считал высшей формой проявления устремлений возвышенной личности, его неотъемлемым атрибутом (ахиамса парамо дхармах).
Дхритараштра прекрасно осознавал, что если война начнётся ни ему, ни его сыновьям, не видеть власти и господства над душой обусловленной дживы, как своих ушей. Поэтому он думал: «Нам очень повезёт, если эта битва не состоится, потому что мои сыновья тогда были бы бессменными правителями святой земли, не встречая никаких препятствий». По этой причине он очень был заинтересован знать о том, что же говорят Крышень и Арджуна.
Санджая, наделенный проницательным умом, прекрасно понимал мотивы Дхритараштры. Он сказал ему: «Даже увидев в таком растерянном состоянии Арджуну, Крышень не отвергнет его. Напротив, Он вселит в сердце Арджуны ту изначальную силу, с помощью которой Он Сам уничтожил Мадху и других демонов и через Арджуну Он устроит смерть всем твоим сыновьям. Поэтому не даже питай надежды достижения царства без боя».
Санджая продолжал описывать Дхритараштре утверждения Шри Кришны. «Сражаться - это природа и извечный долг варны "воинов духа". Почему же в это время начала битвы ты начинаешь отказываться от своей сва-дхармы? Твоё безразличие к дхарма-йуддхе (праведному сражению) явится препятствием на пути к любой возвышенной цели (анарйа-джушта), будь то мокша, Сварга или Слава. Кроме того, оно лишит тебя счастья и почёта здесь, в материальном мире (акирти-кара)". Отказываться от священной войны могут только неарийцы или нецивилизованные люди.
Стих 3
клаибйам̇ ма̄ сма гамаx па̄ртха / наитат твайй упападйате кшудрам̇ хр̣дайа-даурбалйам̇ / тйактвоттишт̣ха парантапа
О Партха! Побори в себе малодушие, недостойную воина духа. Отбрось слабость сердца, воспрянь духом, встань и сражайся!
Здесь слово клаибйам означает «бессилие в форме робости при исполнении долга дхармики. Кришна — говорит: «О Партха! Хотя ты сын Притхи, но ты ведёшь себя как трус." Таким образом, Шри Бхагаван употребляет слова ма сма гамах — не будь трусом. Он говорит: «Такое бессилие подобает недостойному кшатрию, но ты Мой друг; следовательно, это никоим образом не подходит тебе. Ты, Арджуна, можешь сказать: «О Кришна, не сомневайся во мне, думая, что мне не хватает смелости. Я полон энтузиазма к борьбе. Ты, пожалуйста, пойми, что с точки зрения дхармы мое решение отказа от сражения - знак осмотрительности и тем самым я выражаю уважение к моим гуру, таким как Бхишма и Дрона; и это признак моего сострадания к сыновьям Дхритараштры, которые слабы и вот-вот умрут от ран, нанесенных моим оружием.
Но Кришна отвечает: «Мой ответ заключается в слове кшудрам - это не различение и сострадание, а скорее скорбь о потере привычных (материальных) представлений о жизни и заблуждение. Отказываясь от священной войны, Арджуна ведёт себя вовсе не как кшатрий и арий, он поступает как нецивилизованный человек, принадлежащий к низшим варнам жителей (шудры) и нелюдей (неприкасаемые), полностью погрязший в материи.
Кроме того в современном обществе ситуация гораздо более трагична. Поскольку человек в кали-югу не развивается духовно, его тело и сознание деградируют настолько, что он не доживает до старости 80 лет, когда при условии духовной практики пробуждается мудрость. В этом случае человек не видит полную безсмысленность устройства общества социальной несправедливости, в котором создана и поддерживается паразитическая толпо-элитарная система, хотя её никто и не скрывает. Но отсутствие разума не позволяет увидеть то, что лежит на самой поверхности. Одни люди сражаются с системой, что безсмысленно, поскольку она - следствие, вместо того, чтобы устранить причину. Другие вмсето того, чтобы выйти из этой системы и реальности её порождающей, стремятся занять в ней привилегированное место. Причиной, которая порождает социальныую несправедливость, эксплуатацию, бедность, болезни и страдания является материалистические представления о жизни, довольно глубоко укоренившиеся в сознании обусловленных душ. Даже интеллектуальные лидеры общества и философы подвержены этой инфекции, которая заключена в формуле о объективности мира, данном нам в ощущениях. Ложное самоотождествление и матриализм — вот подлинная трагедия, причина постоянных рождений в мире материи и тройственных страданий: от природы, богов и других живых существ.
Материя, вещество и сознание
Сознание — подчинённая пуруше пограничная (татастха) субстанция, позволяющая человеку оперировать образами (объектами и субъектами) проявленного мира посредством взаимодействия с ними, осуществлять действия с предметами посредством природных и культурных связей, оставаясь при этом отделенным от непосредственных контактов с пракрити, реальностью, людьми и актами деятельности (кармой), позволяя рассматривать эти образы в качестве условий и средств ориентирования своего поведения.
Сознание — это также экосистема, в которой создается, модифицируется, публикуется и уничтожается реальности или ее элементы. Имеет несколько элементов: операционная часть сознания имеет несколько слоев: читта, эго, буддхи. манас и пр. В философии сознание в основном трактуется как параметр человеческого бытия, а также как интерфейс, связывающий внутренний мир, пурушу с реальностью. Способность человека соединять образ своей деятельности с образами различных социальных взаимодействий, служит необходимым средством реализации желаний в форме социальных связей и, соответственно, общественной жизни.
Материя
Материя (от лат. materia — вещество), «... философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Ленин В. И., ПСС, т. 18, с. 131).
Материя — многозначное философское понятие, которое определяется следующим образом:
первоначальная потенция чувственного бытия
субстанция, определяющими характеристиками которой являются протяженность, место в пространстве, движение во времени, масса, вес, движение в пространстве, инерция, сопротивление, непроницаемость, притяжение и отталкивание, или какая-то комбинация этих свойств
это также внешняя причина чувственного опыта; то, что составляет «данный в ощущениях мир»; устойчивое, постоянное (или относительно постоянное); общее для многих (доступное для более чем одного познающего субъекта)
физическая, плотная, не-умственное
физическое, телесное или не-духовное
неодушевленное, мёртвое, сознание не проявлено
естественное, не являющееся сверхъестественным
полностью или частично непредопределенное; потенция обретения формы или то, что обладает такой потенцией; то, что в соединении с формой конституирует индивидуальное; то, что относится к содержанию, противопоставляемому форме; частное, противопоставляемое универсальному
источник ощущений; то, что дано в опыте как противоположное даваемому умом
то, из чего нечто состоит; то, из чего вещь возникает или создается
первосуществующее или изначальная основа
то, что является предметом рассмотрения
преходящая, переходит из одной формы в другую
Таким образом, мы видим, что материя, по сути дела, в категории никак не определена, категория включает в себя только набор параметров, признаков, описывающих некую условную или виртуальную реальность. Это мнимая ветвь фазового пространства (базовых) состояний сознания. Поскольку сознание не может существовать без пуруши, а внешний мир является продуктом сознания, отражённом в реальности, то становится понятным, что причиной обусловленности живых существ, всевозможных страхов, сомнений, ложных выводов по поводу собственных действий является невежество относительно своей истинной природы, как Пуруши - повелителя Пракрити и Творца.
Поэтому Арджуна думал, что все эти цари или мудрецы являются его родственниками или учителями. Оба признака обнаруживают слабость его (сакрального) сердца и невежество души. Поэтому Кришна говорит: «О Парантапа, оставь эту слабость сердца, встань и сражайся." Слово пара относится к врагам, а тапа — обозначает заслуживающее их возмездие. Мудрость, как и сострадание, никогда не приводит к смятению и растерянности. Из твоего предыдущего утверждения na чa шaкноми авастхатум бхраматива ча ме манах (Гита 1.30), ясно, что твой ум запутался и ты находишься в смятении».
Бхагавата пурана, в конечном счёте, даёт обусловленным душам понимание того, что корневой причиной их страданий является слабость, негармоничность сердца (хридога хридайа). Негармоничность сердца вызвана дисбалансом активности отдельных его составляющих в виде функциональных модулей, их перевозбуждением, что делает невозможным адекватное восприятие мира в сознании, восприятие новой информции. Для восстановление равновесия необходимо пересмотреть значимость различных факторов в их деятельности и изменение весовых коэффициентов значимости той или иной информации, оценок, взглядов, своей роли и положения. Это чем-то похоже на глубокое обучение нейросети (Deep Learning) в искусственном интеллекте. Дисбаланс приводит к неадекватному самовосприятию, искажению путей развития и ложным идеям, в итоге происходит падение в иррациональные слои действительности. Субстанция атмы покрывается гуной невежества в виде слоя поверх неё читта (обусловленное сознание) и далее уже поверх читты формируются слои тонких тел в виде матрёшки. После чего следует "рождение" или, точнее падение, вечной души в мир Яви или, говоря другими словами, неадекватному распознаванию образов действительности и самого себя.
Пока нет комментариев
Оставить комментарий
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.