Путь действия, карма йога и гйана йога

Световитъ Ph.D Хиты: 2 4 сентября 2022
Йога — означает практика и процесс достижения единства противоположностей: дух - материя, высшее - низшее, бог - человек, направление движения в обе стороны, в данном контексте это расширение сознания в двух направлениях, а также связь, соединение противоположных категорий двойственности в сознании.
джйа̄йасӣ чет карман̣ас те мата̄ буддхир джана̄рдана тат ким̇ карман̣и гхоре ма̄м̇ / нийоджайаси кеш́ава
Арджуна сказал: «О Джанардана, ты считаешь что буддхи йога занимает положение выше чем действие, приносящее плоды, то почему тогда, о чернокудрый, ты вовлекаешь меня в это ужасное дело?»
Арджуна совершенно обоснованно задаёт вопрос о том, что тот, кто обратит свой взор внутрь себя, т.е., другими словами, когда его разум, погружен в процесс самоосознания, будет неподвластен влиянию гун, поскольку буддхи-йога лежит выше деятельности, то почему, о Кешава, Ты призываешь меня участвовать в этой ужасной битве?
В третьей главе "Гиты" даётся подробное описание деятельности, посвящённой процессу самопознания, т.е. той деятельности, которая совершается без расчёта на материальное вознаграждение (нишкамабхава). Здесь также говорится о мудрости, которой должен обладать человек, желающий победить в себе каму (вожделение), кродху (гнев) и другие пороки, нашедшие прибежище в душе, являющиеся проявлением двойственности.
Из предыдущих стихов духовный воин Арджуна понял, что гунатита-бхакти-йога, дарующая свободу от влияния гун (нистрайгунья), превосходит и гьяна-йогу и нишкама-карма-йогу. Теперь, пребывая в настроении друга (сакхйа-бхаве), он с шутливой иронией спрашивает Бхагавана, зачем же тот призывает его исполнить воинский долг: "Если разум, который стоек (вйавасайа-атмика) и свободен от влияния гун, ценится больше, зачем тогда нужно это сражение?" Слово джана означает "свои люди", а дана "причинять боль". Таким образом, имя Джанардана означает "причиняющий боль своим близким".
Краткий ответ заключается в том, что призыв «сражаться» обращён к воинам духа, а не к кшатриям. А на пути воина духа потери будут более значимыми, чем на поле брани и страдания являются не сравнимо более сильными, поскольку они не физические, а душевные. Это происходит потому, что придётся потерять не часть, а всех родственников и друзей.
В том, что Арджуна обращается здесь к Кришне, называя Его Джанарданой и Кешавой, сокрыт глубокий тайный смысл. Более того, поскольку ка означает "Брахма", иша "Махадева", а ва повелитель, имя "Кешава" подходит Тебе и как повелителю этих божеств. Куда же мне, ничтожному, тягаться с Тобой, пытаясь ослушаться Твоей воли? О Прабху, будь же милостив ко мне!" У Арджуны возник вопрос:
вйа̄миш́рен̣ева ва̄кйена / буддхим̇ мохайасӣва ме тад экам̇ вада ниш́читйа / йена ш́рейо ‘хам а̄пнуйа̄м
С одной стороны, Ты велишь мне действовать во «внешнем мире», с другой — зовешь к самопознанию. Разве эти пути не исключают друг друга? Объясни же, какой путь для меня будет благим? Из вопроса Арджуны следует, что он находится на уровне сознания обусловленного живого существа и считает, что мир разделён на внешний и внутренний. Поэтому Кришна даёт следующее пояснение: "О сакхе, Арджуна! Несомненно, гунатита-бхакти является высшим методом, ибо оно трансцендентно. Однако своими силами обрести необходимую реализацию невозможно.
Так что вначале стань нистрай-гуньей (свободным от гун), что можно обрести занимаясь трансцендентным бхакти. Когда это благословение даст плоды, ты взойдёшь на уровень гунатита-бхакти через общение с освобождённым экантика-маха-бхагаватой. Однако сейчас, как Я уже говорил, ты способен лишь совершать карму, такова твоя нынешняя квалификация (адхикара) ". Таким образом, карма выступает как метод самопознания.
На это Арджуна отвечает: "Если так, то почему Ты прямо не велишь мне заниматься только кармой? Зачем Ты ввергаешь меня в пучину сомнений?" Потом Ты молвил: сиддхйа-сиддхйосамо бхтвсаматвайога учйате, "Уравновешенность, при которой человек одинаково относится к успеху и поражению, именуется одной из квалификаций йога" (2.48). После этого Ты добавил: буддхийукто джахтха убхе суктадушкте тасмд йогйа йуджйасва йогах кармасу кауалам "Поскольку буддхи-йога является высшей целью кармы, разумные люди перестают совершать как дурные, так и благие поступки, и посвящают себя нишкама-карме" (2.50).
Причём в понятие "йога" Ты включил ещё и гьяну. И когда Ты говорил: йадте мохакалилабуддхир вйатитаришйати "Когда твой разум выберется из дебрей иллюзии" (2.52), Ты опять-таки указывал на путь гьяны.
ш́рӣ бхагава̄н ува̄ча локе ‘смин дви-видха̄ ништ̣ха̄ / пура̄ прокта̄ майа̄нагха джн̃а̄на-йогена са̄н̇кхйа̄на̄м̇ / карма-йогена йогина̄м
Крвшень даёт более развёрнутый ответ на этот вопрос: «Действовать бескорыстно (нишкама-карма-йога) и отстраниться от мира разумом (гьяна-йога) — это два способа пробудиться от наваждений (сна разума) и припасть к Истине. Меж ними нет принципиального различия, они два отрезка одного пути йоги».
Шри Бхагаван сказал: О безгрешный Арджуна, Я уже объяснил тебе, что в этом мире есть два вида твёрдой веры. Санкхья-вади-гьяни верят в путь гьяна-йоги (путь познания), а йоги верят в нишкама-карма-йогу (чистая бескорыстная деятельность без ожидания результатов и награды при сохранении привязанности к процессу, но не к плодам).
на карман̣а̄м ана̄рамбха̄н / наишкармйам̇ пурушо ‘ш́нуте на ча саннйасана̄д эва / сиддхим̇ самадхигаччхати
Не прилагая труда, не действуя, нельзя познать ни себя, ни что-либо иное. А не познав себя, нельзя обрести свободу. Перестав действовать, (в смысле познания мира и себя в нём), но имея желание обладать плодами этого мира, ты останешься рабом вещей. Свободен не тот, кто не имеет, но тот, кто не желает иметь. Поэтому, если сердце человека не чисто, одно лишь отречение (санньяса) не приведёт его к совершенству. Гьяна не проявится в сердце, пока оно не станет чистым, а без гьяны невозможна совершенная санньяса, являющая собой неотъемлемую часть процесса освобождения. Поэтому для тех, кто пока не очистил сердце и не обрёл гьяну, он должен, как предписывают шастры, выполнять свои обязанности в рамках варнашрама-дхармы. Однако йоги-трансценденталисты, обретшие знание, находятся вне варнашрамы. Проблема в том, обладаем ли мы реализацией йога на самом деле или только так думаем о себе, поскольку информированность и реализация совершенно разные вещи.
на хи каш́чит кшан̣ам апи / джа̄ту тишт̣хатй акармакр̣т ка̄рйате хй аваш́аx карма / сарваx пракр̣ти-джаир гун̣аиx
Пребывая в любом из трех состояний обольщения, невозможно прекратить действовать. Каждый человек совершенно беспомощен в совершении своих действий перед влиянием безсознательных программ (мотивов), рождённых его временной природой и совершает поступки под их диктатом, а не по своей воле. Поэтому для обусловленного сознания (состояние неосознанности) на пути освобождения вначале предписаны очистительные от обольщений процедуры.
Если человек принял санньясу до того, как очистил сердце, он вовлечётся в мирскую деятельность и оставит обязанности, предписанные ему шастрами. Важное замечание состоит в том, что здесь слово санньяса означает свободу от привязанности к плодам кармы, а не полный отказ от деятельности, поскольку воплощённая душа не в силах вообще перестать действовать.
Ниргуна-бхакти отличается свойством анья-бхилашита-шунья, свободой от двойственности, рождённой из двитйа-абхинивеши, причина которой - забвение своей Высшей Природы и погружение в грёзы, котрое называют двитйа-абхинивешей, сосредоточенностью на "втором" (внешнем) или мнимом объекте. Абхинивеша - одна из пяти клеш, которые приводят к страданиям, трактуется как жажда (обусловленного) существования или, иначе, страх смерти (Ш.Б. 11.2.37).
кармендрийа̄н̣и сам̇йамйа / йа а̄сте манаса̄ смаран индрийа̄ртха̄н вимӯд̣ха̄тма̄ / митхйа̄ча̄раx са учйате
Неразумным или лицемерным человеком (в практике йоги) следует считать того, кто ограничивает только деятельность своего тела, но сам продолжает медитировать в своём уме на объекты чувств.
твам падартха-вивекйа саннйасах сарва-карманам шрутйеха вихито йасмат тат-тйаги патито бхавет
Познать Cебя, Свою Истинную Природу (твам падартха) может только тот, кто отрёкся от любой корыстной (мирской) деятельности. Если человек не следует этому наставлению, его нужно считать падшим (в материю).
Вивека - различение
Падартха (онтолог.) - фундаментальные и несводимые друг к другу познаваемые формы существования (субстанция), отражающиеся в соответствующих концептах и выражаемые в словах, их познание провозглашается средством освобождения.
йас тв индрийа̄н̣и манаса̄ / нийамйа̄рабхате ‘рджуна кармендрийаиx карма-йогам / асактаx са виш́ишйате
Мирянин, обуздавший чувства в своём уме и не привязанный к плодам труда, стоит выше того лицемера, который отказался от какой-либо деятельности. Действуя правильно, человек вырывается из пут заблуждений.
нийатам̇ куру карма твам̇ / карма джйа̄йо хй акарман̣аx ш́арӣра-йа̄тра̄пи ча те / на прасидхйед акарман̣аx
Бездействуя, нельзя поддержать своего существования. Потому лучше неумело выполнять свой долг, чем не выполнять его вовсе.
Если человек верен долгу, но не ради плодов труда, его сердце постепенно очищается от корысти, и он порывает связь с суетным миром. Когда же душа превосходит состояние непривязанности (к миру обусловленности) и стремления к достижению свободы (от обусловленности), человек достигает самоосознания, безусловной любви и Го-локи, планеты трансцендентных чувств. "Поэтому, о Арджуна, занимайся своей нитьякармой (предписанными обязанностями своей варны), такой, как сандхья (утренние, дневные и вечерние молитвы) и упасана (медитация). Это лучше, чем отрекаться от кармы (акарманах). Если ты оставишь всякую деятельность, ты не в силах будешь даже поддерживать собственное тело".
йаджн̃а̄ртха̄т карман̣о ’нйатра / локо ’йам̇ карма-бандханаx тад-артхам̇ карма каунтейа / мукта-сан̇гаx сама̄чара
Труд не ради своей временной, но ради Своей Вышней Природы — суть жертвоприношение. Всякая работа ради плодов приковывает к самсаре, колесу рождения и смерти. Не вожделей к плодам труда, но исполняй долг как жертвоприношение. Безкорыстный труд ведет к преданности Вышнему. Когда Вышень откроется тебе, ты обретешь чистое, ни с чем не смешанное блаженство.
Карма (деятельность), посвящённая Парамешваре (пробуждению своего высшего сознания), не порабощает человека, таков смысл шлоки, начинающейся словом йаджн̃а̄ртха̄т. Поэтому, чтобы достичь совершенства в дхарме, нужно действовать лишь во имя Вышнего, т.е. человек, твёрдо идущий путём сва-дхармы (трансцендентная дхарма), избегающий греха, свободный от привязанностей, гнева и злобы, уже в этой жизни обретает шуддха-гьяну, чистое (духовное) знание".
Сва — небеса; то, что находится за пределами мира Яви, мира материи; истотная небесная мудрость, ставшая словом; свой, своя.
Пока нет комментариев
Оставить комментарий
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.