Немного о философии, философах и интерпретациях

Световитъ Ph.D Хиты: 11 8 марта 2023
Этот текст предназначен в первую очередь для тех, кто планирует переход в нитья-лилу или вечные игры, по крайней мере, в этой жизни. Среди различных методов постижения Истины философия занимает особое место. Ведическая философия, хотя это можно отнести также к восточной, а также и к греческой философии, построена преимущественно на мифологическом описании мира. Это не плохо и не хорошо, это просто другая культура и другая форма жизни.
Но современный человек, воспитанный в культуре, в которой значительную роль играет рациональное мышление, вынужден развивать подходы, которые помогают преодолевать неопределённость мифологического сознания. Специфика ведической философии состоит также в том, что она не разъясняет, не истолковывает подробно те или иные положения, не интерпретирует, она излагает. В этом, на самом деле, её и сила. Конечно, неоднозначность и многоуровневый характер смысла затрудняет интерпретацию, но именно в этом её сила, так как философу предоставляется свобода преломления текста через призму своих собственных устремлений. А взаимодействие с духовным наставником, мастером даёт гарантию возможности избежать грубых ошибок без посягательств на личностный подход и свободу самовыражения личности.
Философия предоставляет нам необходимые инструменты, в качестве которых могут выступать, в частности, такие аналитические методы, которые позволяют сделать ясным то, что в мифе находится за кадром, проявлено нечётко, неоднозначно. Можно сказать, что эти методы позволяют использовать миф, как первичную информацию, из которой необходимо извлечь логически структурированную информацию или знание. Философское исследование неизбежно должно сочетать в себе развитое интуитивное начало у познающей личности, со способностью постижения Истины через погружение в предмет исследования с помощью медитативного процесса, с помощью непосредственного восприятия, а также с экстатическими переживаниями, эмоциями, образным восприятием мира.
Таким образом, откровение сочетается с рациональным знанием, когда философия выступает в качестве инструмента понятийного мышления и познающий свободно оперирует абстракциями, описывающими различные уровни организации Реальности. Задача исследователя уловить гармонию мира, реальности, бытия, её красоту и по возможности постараться раскрыть её в виде системы понятий, категорий и представить её в виде логически упорядоченной многомерной структуры, в которой мир трактуется в виде динамической целостности всех его аспектов.
В процессе исследования приходится рассматривать различные формы жизни, которые суть различные уровни сознания. Но какие бы духовные, прежде всего, сущности мы не рассматривали, понять их адекватно можно только в том случае, когда учитывается вся совокупность связей с единым жизненным пространством, пространством состояний сознания, полным бытием. Невозможно понять трансцендентное, не понимая вечную неразрывную взаимосвязь духовных реальностей с миром материи и обусловленными живыми существами.
Духовные сущности не могут существовать без мира феноменального и без живых обусловленных существ, они зависят от более низких уровней сознания. Философ, скорее всего учёный, так как обладает культурой дискурсивного мышления, позволяющей воспринимать глубину и многоаспектность проблематики, а также святой, монах, в чём-то аскет, мудрец, учитель и даже отшельник, но не проповедник. Это происходит потому, что философ должен обладать динамическим, гибким умом и не должен быть нацелен на достижение положительного результата своей деятельности. Но если всё же проповедник появляется на нашем горизонте, то он не имеет права на интерпретацию смысловых текстов по причине того, что в них не должно вносится никаких личностных акцентов, а также у него не должно быть никаких личных целей и целей вообще, по вполне простой причине.
Для учёного важна истина, поэтому результат может быть и отрицательный, а для проповедника важно достижение конечного результата проповеди, вследствие этого последний в значительной степени обусловлен своей ролью и часто кажущейся реализацией. Мудрец не тот человек, который обладает мирской совокупностью знаний и не фанатик-неофит, поверхностно усвоивший некую совокупность информации, почерпнутой в той или иной системе эзотерических духовных знаний и даже не сухой теоретик, обременённый информацией и научными степенями, постигающий истину только аналитически, но не имеющей никакой реализации.
Мне хотелось бы предостеречь от использования стереотипов, своего рода клише, при рассмотрении личности философа. Это не может быть человек, который в процессе понимания использует только умозрительные процедуры мышления, процесс познания всегда тесно связан со скрытыми, глубинными процессами духовной жизни, поэтому в жизненном пространстве Единого Целого всегда существует некоторая часть, которая не может быть познана с помощью рациональных методов. Но как же тогда познать бессознательное?
Существуют для этого различные методы, не все из них открыты для свободного применения, но сопереживание, проникновение в мир чувств и эмоций, познание через исследование смысловых текстов другой личности или самого себя доступны всем. Философ – человек, который владеет реализованным знанием об Абсолютной Истине, высшем смысле и цели жизни, методах достижения этих целей, смысловой структуре бытия, уровнях и структуре сознания, определяющих совокупность проявлений духовной жизни.
Это виртуоз, познавший истину и искусство жизни. Как учёный, философ исследует феномен веры, подвергая объект исследования философскому, т.е. критическому анализу. В конечном итоге должно родиться понимание сущности феномена жизни, понимание того, что представляет собой живое существо, определение которого, как в различных системах, так и внутри одной системы часто не просто многозначно, но зачастую противоречиво. Он должен дать себе ответ на вопрос: для чего существует материальная реальность, которая приносит всем, а часто и ему столько страданий, т.е. какова причина его существования вообще и мира Яви, в частности; в чём суть проявления и какую роль играет связка духовный-материальный миры, в каких формах они реализуются, что лежит за их пределами. А также, в каком направлении мир развивается.
Философ не сводит себя к миру ни материальному и ни духовному, он не тождественен им, но и не противостоит им. Тождество в данном случае означает полное совпадение по всем параметрам, а не подобие. Только осознавая своё отличие от этих реальностей, рассматривая себя как сторонний наблюдатель или сверх-сознание, исследователь может рассматривать их как объекты познания.
Философ – это человек, который не обязательно может или должен донести своё знание другим, т.к. оно может быть не доступно подавляющему большинству людей и по этой причине не может быть реализовано в том или ином сообществе. Признаком же принадлежности человека к категории философов является не столько официальный статус или диплом, принадлежность к тому или иному движению, системе или традиции, сколько личная ответственность за себя, которая находит своё выражение в его собственной жизни, посвящённой самоосознанию, наполненной подвижничеством, самопреданием, посвящением себя полностью служению Абсолютной Истине.
Итак, особенностью философии, как формы проявления теоретического сознания, является существование особой формы работы с сознанием и над сознанием, трансформация сознания на различных уровнях его организации одновременно, а не просто работу одного разума. Анализ, синтез, познание, как герменевтический процесс и трансформация сознания, которая проявляется, в конечном счёте, в форме реализации или самоосознания, - это суть работы над собой. В процессе познания Истины приходит её понимание через познание и, главным образом, через переживание.
Осознанные закономерности и состояния преломляются через призму глубинных, скрытых, интуитивных интересов личности, при этом ценностное восприятие мира подвергается не только рациональному осмыслению, но и пропускается через эмоционально-чувственную сферу или сердце. Через мышление, осмысление текста, его интерпретацию, эмоциональное переживание, генерацию энергетического потока ананды мы, как объект рефлексии, меняемся, меняется соответственно и реальность, меняется и бытие.
Хотелось бы особенно подчеркнуть, что предметом нашего исследования является, прежде всего, некая совокупность текстов, неважно в каком виде они представлены: художественный текст, правдивые или исторические события, мифы или философские эссе, смысл текстов познаётся через его личностную интерпретацию. В основе понимания лежит всегда некий диалог, взаимоотношение, как минимум, между двумя личностями, культурами или традициями. Такого рода интерпретация – суть поиск смысла, осуществляемого через призму собственного “Я”.
Это сугубо творческий процесс, при этом происходит персонификация текста, расстановка собственных акцентов, развитие близких интерпретирующей личности смысловых аспектов и даже изменение его смысла. Философский текст во многом символичен, несёт большую удельную нагрузку дидактического характера, пронизан субъективными моментами, загадочен и даже является магическим. По сути, текст здесь выступает как объект познания, как особая смысловая, вторичная объективированная вовне реальность, живущая по своим собственным удивительным законам.
Такой творческий процесс, который заключается в расшифровке символов текста через его интерпретацию исходя из существующих условий и обстоятельств, рождает новое знание и суть, собственно, представляет собой форму развития философского знания, связанную с самосознанием и развитием личности. Во многом работа с текстом и сознанием, это искусство интерпретации интерпретаций. Направленность интерпретации здесь заключается не в достижении соответствия с действительностью, с получаемыми в процессе эксперимента или простого наблюдения фактами, как в науке, а в соотнесении выявленного смысла с истинными, скрытыми в глубинных сферах сознания, интересами личности.
В философии интерпретация осуществляется, как правило, не просто на удалённом от наблюдаемой реальности, скажем на втором или, в общем случае, даже на N -ном уровне, а зачастую в абстрактной реальности, мире идей, которую мы не можем воспринимать материальными чувствами и который не имеет вообще никакой реальной связи с наблюдаемой действительностью. В этом мире идей не существует ни времени, ни пространства, ни двойственности, т.к. нет материальной, не обладающей сознанием субстанции, здесь всё существует вечно, наполнено смыслом, красотой и любовью.
Но главное, пожалуй, то, что это открытая концептуальная система или реальность, в которой множество допускаемых смыслов ничем не ограничено для любого субъекта, что позволяет реализовать творческий потенциал человеческого сознания.
Пока нет комментариев
Оставить комментарий
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.