Рождение и смерть, реальность и заблуждения

Световитъ Ph.D Хиты: 7 5 сентября 2022
Атма (санкср. ātm(an) – дыхание, дух, я, самость) – одно из фундаментальных категорий философской традиции ариев. В самом общем смысле Атман понимается как всеобъемлющее духовное начало, чистое сознание, самосознание; часто в качестве абсолютного сознания соотносится с понятием Брахман как абсолютным бытием. Истоки представления об Атмане восходят к «Ригведе», где он означает также дыхание как жизненную силу, воплощенную во всех существах (родственно представлению о пранах), а также дух, оживотворяющий всю вселенную. В философских гимнах «Атхарваведы» Атман понимается как личное «я», являющееся отражением Высшего Я в человеке.
Текст 28
авйакта̄дӣни бхӯта̄ни / вйакта-мадхйа̄ни бха̄рата авйакта-нидхана̄нй эва / татра ка̄ паридевана̄
О Бхарата, все (обусловленные) существа до своего рождения не проявлены, потом они проявляются и после смерти снова уходят в небытие. Стоит ли вообще тогда переживать о такой жизни?
Двумя стихами ранее Кришна объяснял, что личность живого существа суть частица сознания, а тело – это её форма, которая доступна для восприятия чувств. Уничтожив тело, нельзя уничтожить сознание. В категориях трансцендентности, т.е. вне времени и пространства условной реальности, существование проявленного тела не рассматривается вообще. Но даже если уничтожение тела на войне не рассматривать, тем не менее его разрушение предопределено самим временем. Стоит ли сожалеть о том, что не существовало вчера и не будет существовать завтра, т.е. временно?
Временно не только индивидуальное (физическое) тело, но и сама Вселенная, с уничтожением которой будут уничтожены вообще все живые формы, включая «бессмертных» богов. В период расформирования и уничтожения вселенной (маха-пралайя), душа (дживатма) также остается в своём тонком состоянии, в виде бесформенной материи, потому что желания действовать (карма) и её склонность воспринимать объекты чувств матра (тяга к объектам чувств) все еще сохраняются. Утверждается, что тонкое и грубое тела после смерти также существуют в их причинном состоянии, т.е. находятся в непроявленной стадии.
К вопросу жизни и смерти нужно относиться диалектически, с позиций ведического знания. Шрути заявляют: «стхирачара-джатайах сйур аджайоттха-нимитта-йуджах - «Все движущиеся и неподвижные сущности проявляются в результате желания действовать и получать его последствия. Поэтому зачем переживать?» (Шримад-Бхагаватам 10.87.29). Конечно к желанию действовать не сводятся все причины появления дживы в мире материи. Поэтому нужно понять всю совокупность этих причин и думать о том, чтобы вообще больше не рождаться в мире Яви.
Однако в Шримад-Бхагаватам (1.13.44) Шри Нарада Муни говорит: «ян маньясе дхрувам локам адхрувам ва на чобхайам сарватха на хи шочйас те снехад анйатра мохаджат», - "Независимо от того, считаешь ли ты человека бессмертной дживатмой или бренным телом, или даже признаёшь неописуемую истину одновременно вечной и преходящей, ты никогда не должен предаваться скорби. У скорби нет иных причин, кроме привязанности, которая порождена иллюзией".
Так, объяснив в отдельности безсмысленность скорби о душе (дживатме) в стихе на джайате мрийате ва кадачин (Бг., 2.20) и скорби о теле в стихе джатасйа хи дхруво мритйур (Бг., 2.27), Шри Бхагаван произносит эту шлоку, что начинается словом авйакта, стремясь показать всю необоснованность оплакивания и дживатмы и материального тела.
Только на промежуточной стадии они имеют проявленный облик. Поэтому в шрути сказано (Бхаг., 10.87.29): стхира-чара-джатайаx сйур аджайоттха-нимитта-йуджах" - «Все движущиеся и неподвижные существа проявляются под воздействием своей кармы. Зачем тогда горестно лить о них слёзы?»
Где бы ни использовалось слово утпанна (сотворение), оно означает для дживатмы лишь переход в проявленное состояние. Если кто спросит, каким образом погружённые в Парамешвару дживы рождаются на свет, ответ будет таков: это происходит под воздействием Парамешвары и Его воли (иччхашакти). Но истинной причиной является прошлая карма живого существа, и дживатма появляется в своём тонком теле. Потом, соединившись с грубым телом, она обретает новое рождение.
Другими словами, когда те или иные обстоятельства, вызванные влиянием материальной природы, разрушаются, о дживатме говорят, что она умерла, а когда, пробуждаемая впечатлениями из своей прошлой кармы и покрытая оболочками тонкого и грубого тела, дживатма появляется в этом мире среди представителей разных видов жизни, о ней говорят, что она родилась.
Текст 29
а̄ш́чарйавад вадати татхаива ча̄нйаx а̄ш́чарйавач чаинам анйаx ш́р̣н̣оти ш́рутва̄пй энам̇ веда на чаива каш́чит
Всякое существо имеет некоторое представление о себе, но истинное оно лишь у немногих. Искру сознания душу — некоторые считают удивительной, некоторые говорят о ней как о чуде, и некоторые слышат о ней как о несравненном чуде. Другие, однако, даже услышав о ней, не в силах её постичь.
Шри Кришна говорит: «О Арджуна, если ты спросишь, что это за удивительная тема, о которой я говорю, то тогда слушай. Это действительно удивительно, что даже после получения всего знания о природе души, твоя мудрость так и не проснулась. Поэтому тут есть чему удивляться». Только по этой причине этот стих начинается со слова ашчарйа-ват. Весь этот материальный мир являет собой комбинацию тела и атмы - это действительно чудо.
Это также объясняется в Катха Упанишад (1.2.7): шраванайапи бахубхир йо на лабхйах шринванто 'пи бахаво йам на видйух ашчарйо'сйа вакта кушало 'сйа лабдха ашчарйо 'сйа джната кушаланушиштах
«Возможность услышать наставления в науке о себе (атма-таттва) встречается очень редко. Даже услышав их, большинство не может ничего понять, потому что самореализованные мастера встречаются очень редко. Если по счастливой случайности, такой учитель всё же существует, редко можно найти учеников, которые могут понять эту тему и готовы его слушать.»
Чем же так прекрасна эта индивидуальная частичка жизни (джива)? Это прекрасный цветок, ради которого и существует весь этот мир, Всё Что Есть, со всеми Вселенными, дэвами (вышними и/или упадевами), энергиями и Природой. Это сладостное, непостижимой красоты совершенство, которое расцветает под влиянием любви, как роза расцветает под влиянием света, солнца, воды и заботы садовника. Джива атма — суть, субстанция жизни.
Смысл понятия Кришна (Крысень)
Слово Кришна कृष्ण в транслитерации с деванагари пишется, как Kṛṣṇa, а на древнеславянском это запишется, учитывая что древнерусское письмо является слоговым, Кр'сн(а) или Кр(ы)ш(е)н(ь). Дадим образное значение этого слова исходя из расшифровки имени:
К — это исток, рождающий и поддерживающий жизнь во всех её формах, которая находится в непрерывном развитии и самосовершенствовании, а также олицетворяет виток спирали развития души, которая вращается вокруг Солнца Сверхсознания и неразрывно связана с ним в процессе поступательного развития. Спираль соединяет прошлое и будущее, низшие и высшие аспекты Сознания Души в Единое Целое, пребывающее во Всеобъемлющем Сейчас. Душа или сознание освещает три грубые и тонкие сферы бытия.
Р — поток энергии (от истока), изменяющий энергетическое состояние вокруг человѣка.
С - проявление замыслов Творца в Яви через соединение информации с энергией
Н - вечное движение, нескончаемый круговорот Ярилы-солнца (сверхсознания) и дживы друг около друга, порождающий бесконечный танец созидания и разрушения форм.
Таким образом, мы видим, что понятие Кр'шна, по сути, представляет собой сжатое описание процесса, который направлен на эволюционную трансформацию семени жизни, находящемся в вечном процессе непрерывного развития и самосовершенствования, при взаимодействии со Своим Истоком, который соединяет прошлое и будущее, низшее и высшее, материю и дух, т.е. речь идёт о ликвидации состояния двойственности и достижении Единства и Целостности, Самодостаточности и удовлетворённости в Самом Себе. Но в ведической традиции процесс, средство и цель означает одно и тоже, поэтому часто для простоты понимания образ слова Кр'шна связывается с образом прекрасного, вечно юного бога любви (герой), на который можно медитировать, с которым можно общаться и находиться в личных любовных отношениях (расе) и достичь цели, т.е. сознания Кр'cны.
Атма (душа)
Вы должны знать то, что пронизывает все тело — это сознание, нетленная душа (атма), которая неразрушима. Никто и ничем не может уничтожить нетленную атму. (Б.Г. 2.17)
Душа - философская категория, обозначающая сущность (Субстанция, Атма), которая существует самостоятельно, сама по себе, являясь самодостаточной, это аспект внутреннего единства всех форм своего проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний, проявлений, она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе, она первопричина происходящего и всего сущего.
Субстанция обладает свободой воли, которая означает возможность определять саму себя лишь посредством своих собственных оснований. То есть она не может и не нуждается в сторонней по отношению к себе действующей силе. В свете сказанного онтологические проблемы возникают тогда, когда человек соотносит себя не с сущностью (субстанцией), а с её (про)явлением - дживой, которая является фрагментом живы.
Джива - это «обусловленное» живое существо, долько живы, постоянно перевоплощающееся в различных формах жизни и это не сущность или субстанция, а явление или иллюзорный образ (проекция) на мир материи. Джива — это просто некая связь Истинного Я (атма) и чувств с определённой формой тела.
Джива (джива-атма) — в дуальной парадигме (в совокупности с парной категорией Бхагаван) понятие, означающее осознание себя в качестве индивидуального, отделенного и независимого живого существа, которое принимает "материальное" тело в одном из бесчисленных видов жизни (вират-рупа) и мигрирует от одного вида жизни к другому.
Это иллюзорный образ или форма, которая создана из сочетания энергии Пракрити в бессознательном состоянии с различными комбинациями гун этой энергии, в действительности существует только в воображении. Причисление себя к категории джива-атма является глубоким невежеством, навязанным Ночью Сварога.
По этой причине Шри Чайтанья Махапрабху наставлял всех живущих в нынешний век Кали-юги на совместное воспевание святых имен Шри Кришны (Шри хари-нама-санкиртана). Если даже неверующие люди повторяют имя Шри Хари, ходят ли они, сидят, стоят, едят, пьют, плачут, смеются, они все равно получат от этого благо. Постепенно они достигнут общения с чистыми преданными. Благодаря такому общению они смогут даже достичь состояния чистой любви Бхакти, и, как вторичный результат, они легко достигают знания в науке о душе (атма-таттва).
мадхура-мадхурам этан мангалам мангаланам сакала-нигама-валли-сат-пхалам чит-сварупам сакрид апи паригитам шраддхайа хелайа ва бхригувара нара-матрам тарайет кришна-нама Хари-бхакти-виласа (11.234)
Кришна-нама слаще всего самого сладкого и самое благоприятный из всего благоприятного. Это полностью созревший плод цветущая лианы Вед, и оно воплощение трансцендентного знания. О лучший из династии Бхригу, даже если кто-то повторит святое имя всего только один раз, с верой или безразличием, он немедленно освобождается из этого океана рождений и смертей.
санкетйам парихасйам ва стобхам хеланам эва ва ваикунтха-нама-граханам ашешагха-харам видух Шримад-Бхагаватам (6.2.14)
«Тот, кто повторяет святое имя Господа, немедленно освобождается от реакций на безграничные грехи, даже если он воспевает косвенно (имея при этом другие цели), в шутку, для музыкального развлечения или даже с пренебрежением. С этим согласны все знатоки шастр».
Текст 30
дехӣ нитйам авадхйо ’йам̇ / дехе сарвасйа бха̄рата тасма̄т сарва̄н̣и бхӯта̄ни / на твам̇ ш́очитум архаси
О Бхарата! Сознание, вечная дживатма, облаченная в телесное одеяние, вечно и неуничтожимо. Потому не сожалей ни о ком!
Если бы Арджуна спросил: "Что же мне делать? Скажи определённо". Кришна ответил бы: "Отбрось уныние и сражайся". Вот для чего Он произнёс шлоку, две строки которой начинаются словами дехи — обусловленная душа и дехе — в теле.
Текст 31
свадхармам апи ча̄векшйа / на викампитум архаси дхармйа̄д дхи йуддха̄ч чхрейо ’нйат / кшатрийасйа на видйате
Если ты полагаешь, что связан долгом с окружающими, не сомневайся, как поступить, — исполняй свой долг кшатрия. Для воина нет более достойного занятия, чем сражаться за справедливость во имя дхармы.
Долг дживы, не достигшей зрелости, перед окружающим миром (свадхарма) бывает двух видов, в зависимости от того, в каком сознании находится душа: порабощенном или свободном. Они различаются только мотивацией. Истинная (шуддха) свадхарма — это непрерывное стремление доставить удовольствие Всевышнему. Но в порабощенном сознании эта естественная склонность служить Всевышнему претерпевает изменения. Оказавшись зажатой в материи, душа вынуждена принимать различные телесные оболочки (8 400 000 видов), которые определяются ее прошлыми поступками. Так происходит до тех пор, пока она не попадает в человеческом теле в ведическое общество дайва-варнашрама.
Таким образом описывается долг живого существа в религиозном измерении сознания индо-ариев. В ведической традиции славян долг живого сущестьва заключается в духовном развитии и самопознании, которые могут принимать и драматические формы сражения с обственным невежеством.Также акцент на роли кармы (деятельности) в процесс вовлеченности в сансару слишком преувеличен, поскольку очень прост и потому кажется превлекательным. В текстах комментариев также часто говорится об иллюзорности материального бытия и страданиях связанным с ним, т.е. проявленное бытие сопоставляется с юдолью страданий, обителью зла, оценки принимают явно негативные оттенки, но это издержки процесса познания. Само же явленное бытие не является ни иллюорным, ни временным, ни деструктивным. У каждой формы бытия свои задачи и цели, их просто нужно знать.
Там, в зависимости от врожденных способностей и наклонностей, она занимает определенное положение. Благодаря тому, что такое общество делится на сословия (варны), а жизнь в нем — на этапы (ашрамы), оно удерживает душу в правильном русле и помогает ей осознать свою чистую свадхарму — свадхарму свободного сознания. Поэтому социально-общественный долг в каком-то смысле тоже свадхарма, так как ведет к освобождению. И хотя социально-общественный долг скрывает подлинную свадхарму живого существа, его следует считать свадхармой, но только в рамках ведической культуры и системы (варнашрама-дхармы).
Текст 32
йадр̣ччхайа̄ чопапаннам̇ / сварга-два̄рам апа̄вр̣там сукхинаx кшатрийа̄x па̄ртха / лабханте йуддхам ӣдр̣ш́ам
Немногим духовным воинам выпадает удача участвовать в такой битве, как нынешняя, ибо сложивший голову на этом поле брани непременно вознесется в рай. О Партха, удачливы те кшатрии, для которых возможность драться приходит сама собой. Это похоже на широко открытую дверь на райские планеты.
Шри Бхагаван говорит: «В духовном сражении те, кто убит победителями, достигают большего счастья, чем те кто их убивает. Поэтому, чтобы доставить больше удовольствия Бхишме и другим, чем для себя, ты должен убить их». Чтобы подтвердить это утверждение, Шри Бхагаван произносит настоящий стих, начиная с слово йадр̣ччхайа̄. Йадр̣ччхайа̄ означает сами собой, т.е. «возможность достичь райских планет. без совершения благочестивой деятельности или карма-йоги». Апавритам означает «раскрытые» или «разоблаченные». В данном случае это относится к Царству Небесному, которое открывается для удачливых кшатриев, погибших в битве.
Пока нет комментариев
Оставить комментарий
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.