Разворачивание Творения

На заре разворачивания Творения

На заре разворачивания Творения

Световитъ Ph.D Хиты: 2 4 сентября 2022

саха-йаджн̃а̄x праджа̄x ср̣шт̣ва̄ / пурова̄ча праджа̄патиx анена прасавишйадхвам / эша во ‘ств ишт̣а-ка̄ма-дхук

На самой заре разворачивания Творения Бог Род (Брахма) создал сначала брахманов, которые были способны совершать ягью, а затем создал других обитателей вселенной. Творец дал наставления всем живым существам совершать ягйю: «Дети мои, пусть йагайа будет для вас убежищем. Творя жертвы, вы будете радоваться и процветать.

Под йагйей понимается деятельность, направленная на преобразование своей низшей природы и реальности в высшую. Такая работа основана на знании вселенских законов взаимодействия с тонкими и духовными энергиями. Жертвоприношение — это, прежде всего, трансформация сознания, деятельность направленная на запуск процессов самоорганизации в своем сознании и в мире.

"Человек, чьё сердце недостаточно чисто, должен заниматься только нишкама кармой, т.е. деятельностью без привязанности к плодам или исполнение дхармы в отреченном состоянии сознания, и не принимать санньясу. Если же состояние не позволяет быть на уровне нишкамы, необходимо заниматься сакама-кармой (деятельностью ради плодов) и предлагает плоды своих усилий Вышнему".

дева̄н бха̄вайата̄нена / те дева̄ бха̄вайанту ваx параспарам̇ бха̄вайантаx / ш́рейаx парам ава̄псйатха

Через ягью добивайтесь удовлетворения богов, и они, довольные вами, обеспечат вам успех во всех начинаниях, одарив вас всем, чего вы желаете. Взаимное расположение поможет вам пользоваться благами мира.

В данной шлоке, начинающейся словом деван, Крышень объясняет, что именно через ягью человек может добиться исполнения всех желаний. Однако фраза: "Совершая ягью, доставьте удовольствие богам" требует пояснения.

Дело здесь не в том, что можно добиться желаемого, поднося богам очищенное топлёное масло, зерно и фрукты. В Его словах есть скрытый смысл. Бхагаван вовсе не призывает нас оставить преданное служение Ему и заняться поклонением девам, словно они независимые повелители. Просто девы наделены полномочиями обеспечивать игру (лилу) всем живым существам, они также следят за различными частями вселенной, управляют планетами. Таким образом девы — это могущественные служебные духи, являющимися членами вашей команды поддержки, они ваши слуги. Вспомните волшебную лампу Алладина или сказку о Емеле и щуке. Емеля проявил сострадание к щуке и её деткам, а щука является образом, олицетворяющим богиню удачи и процветания, и получил исполнение всех своих желаний.

В данном контексте ягья, направленная на богов, — это медитация, мысленное обращение, созерцание визуальных образов и произношение мантр с призывом выполнить ваши поручения, наказы. Удовлетворяются они именно вашим любовным общением, а не сливочным маслом, пусть даже очищенным, боги активируются, запускаются в действие потоком вашей животворящей энергии и любви.

В истории с Индрой он тогда сказал: "Я осознал себя слугой слуги Твоих слуг и потому предаюсь Тебе". Во вселенной все основано на любви, поэтому что могут испытывать все живые существа, в том числе и боги, когда к ним обращаются с любовью? Конечно же одарить вас всем, чем они могут. Но боги, как служебные духи обладают особенностями. Они служат всем, демонам и святым, они не имеют своей воли, они слуги живых существ, они активируются за счет вашей энергии и действуют только по вашей просьбе.

дева̄н бха̄вайата̄нена / те дева̄ бха̄вайанту ваx параспарам̇ бха̄вайантаx / ш́рейаx парам ава̄псйатха

Боги — Мои наперсники в сотворенном мире. Они, несомненно, удовлетворят все твои потребности, если будут довольны твоей ягьей. Однако они не являются независимыми и действуют с Моего ведома, посылая людям дождь, солнце и все, что необходимо для обильной пищи. Но кто наслаждается дарами природы, не желая осознавать роли богов в своем благополучии, считая, что все блага мира принадлежат им, является просто невеждой.

Человек, пренебрегающий надлежащим исполнением кармы, непременно затруднит своё (духовное) развитие. Люди не должны жить на Земле подобно бабочкам и стрекозам, которые все лето беззаботно поют и пляшут, они должны следовать йоге и духовному пути развития. Ягья является одним из элементов духовного развития людины и человека. Если человек, собрав урожай, наслаждается, отдельно от всех спрятав свои продукты под полой, не общается с высокоразвитыми живыми существами, предками, родом и богами (своей небесной семьёй), он, несомненно, является невежественным.

По поводу панча-маха-ягьи в "Гаруда Пуране" сказано:

адхйапанам брахма-йаджнах / питри-йаджнас ту тарпанам хомо даиво балир бхауто / нри-йаджно титхи-пуджанам


  1. Адхьяпана, или обучение других наставлениям шастр именуется брахмаягьей.

  2. Подношения предкам носят название питриягьи.

  3. Совершение хомаягьи, огненного жертвоприношения, называют деваягьей.

  4. Подносить другим дживатмам еду, цветы, зерно или что-то ещё значит совершать бали или бхутаягью.

  5. А тепло принимать в своём доме гостей значит совершать нри-ягью.

Многие думают, что слово бали в этой шлоке означает совершать ягью, сопровождающуюся убиением животного или человека, однако шастры говорят иное: "Истинное значение слова бали состоит в том, чтобы ради удовлетворения богов дарить другим зерно, воду, плоды, цветы и животных" (Бхаг., 11.5.11).

йаджн̃а-ш́ишт̣а̄ш́инаx санто / мучйанте сарва-килбишаиx бхун̃джате те тв агхам̇ па̄па̄ / йе пачантй а̄тма-ка̄ран̣а̄т

Принимая в пищу остатки пяти жертвоприношений вселенским богам, праведная душа искупает пять проблем, связанных с насилием. Скупцы, вкушающие дары природы лишь для своего удовлетворения, приобщаются к греху (берут карму на себя).

Человек поддерживает свою жизнь, употребляя в пищу различные продукты, при этом гибнут многочисленные живые существа. Этого достаточно, чтобы любой человек не смог попасть на Сваргу.

Ягьи, связанные с поклонением девам, называются вайшва-девой:

васу-сато крату-дакшау кала-камау дхритих курух пурурава мадраваш ча вишвадевах пракиртитах

Человек совершает нечаянное убийство, когда пользуется пестом, огнём, жерновами, кувшином для воды и метлой" (Бхарата Муни). Те, кто готовит пищу для самих себя, вовлекаются в негативных последствия насилия, даже если они добросовестно исполняют все свои обязанности, им не достичь Сварга-локи. Вот почему смрити-шастры предписывают людям совершать панчаягью; это поможет им избавиться от греха, совершаемого при использовании панчасуны.

Предлагая пищу девам, мы одухотворяем пищу, а все живые существа, которые при этом погибли получают духовное благо, освобождение, которое они не смогут поучить без этого.

анна̄д бхаванти бхӯта̄ни / парджанйа̄д анна-самбхаваx йаджн̃а̄д бхавати парджанйо / йаджн̃аx карма-самудбхаваx

Живые существа растут от пищи, пища растет от дождя. Дождь происходит от жертвоприношения, а жертвенное таинство происходит от действия.

Живые существа растут от пищи, а пища вырастает благодаря дождям. Дождь приходит благодаря жертвоприношениям, а жертвенное таинство происходит от действия. Таким образом, благоприятные дожди происходят от ягьи, а ягья рождается из предписанного долга.

Бхагаван говорит: "Всё же лучше совершать ягью, ибо это помогает поддерживать в мире должный порядок (процессы самоорганизации)". Зерно превращается в кровь, а кровь потом становится семенем, из которого развивается будущее тело живого существа. А источником зерна являются облака; они питают зерно дождями. Облака же возникают благодаря ягье. Когда люди совершают ягью, образуется достаточное количество дождевых облаков.

Причиной ягьи является карма (деятельность), потому что наилучшей ягья считается тогда, когда и ритвик (жрец, проводящий ягью), и яджаман (тот, от чьего имени она совершается) добросовестно исполняют свои обязанности.

Владимир Подводный

Разница между реальным и виртуальными живым существом не всегда вполне ясна. И здесь не имеет значения в какое: билогическое или кристаллическое тело оно инстанцирует или, иначе, воплощается. Возникает необходимость выйти за пределы реальности.

Пока нет комментариев

Оставить комментарий

Для того чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.