На заре разворачивания Творения

Световитъ Ph.D Хиты: 2 4 сентября 2022
саха-йаджн̃а̄x праджа̄x ср̣шт̣ва̄ / пурова̄ча праджа̄патиx анена прасавишйадхвам / эша во ‘ств ишт̣а-ка̄ма-дхук
На самой заре разворачивания Творения Бог Род (Брахма) создал сначала брахманов, которые были способны совершать ягью, а затем создал других обитателей вселенной. Творец дал наставления всем живым существам совершать ягйю: «Дети мои, пусть йагайа будет для вас убежищем. Творя жертвы, вы будете радоваться и процветать.
Под йагйей понимается деятельность, направленная на преобразование своей низшей природы и реальности в высшую. Такая работа основана на знании вселенских законов взаимодействия с тонкими и духовными энергиями. Жертвоприношение — это, прежде всего, трансформация сознания, деятельность направленная на запуск процессов самоорганизации в своем сознании и в мире.
"Человек, чьё сердце недостаточно чисто, должен заниматься только нишкама кармой, т.е. деятельностью без привязанности к плодам или исполнение дхармы в отреченном состоянии сознания, и не принимать санньясу. Если же состояние не позволяет быть на уровне нишкамы, необходимо заниматься сакама-кармой (деятельностью ради плодов) и предлагает плоды своих усилий Вышнему".
дева̄н бха̄вайата̄нена / те дева̄ бха̄вайанту ваx параспарам̇ бха̄вайантаx / ш́рейаx парам ава̄псйатха
Через ягью добивайтесь удовлетворения богов, и они, довольные вами, обеспечат вам успех во всех начинаниях, одарив вас всем, чего вы желаете. Взаимное расположение поможет вам пользоваться благами мира.
В данной шлоке, начинающейся словом деван, Крышень объясняет, что именно через ягью человек может добиться исполнения всех желаний. Однако фраза: "Совершая ягью, доставьте удовольствие богам" требует пояснения.
Дело здесь не в том, что можно добиться желаемого, поднося богам очищенное топлёное масло, зерно и фрукты. В Его словах есть скрытый смысл. Бхагаван вовсе не призывает нас оставить преданное служение Ему и заняться поклонением девам, словно они независимые повелители. Просто девы наделены полномочиями обеспечивать игру (лилу) всем живым существам, они также следят за различными частями вселенной, управляют планетами. Таким образом девы — это могущественные служебные духи, являющимися членами вашей команды поддержки, они ваши слуги. Вспомните волшебную лампу Алладина или сказку о Емеле и щуке. Емеля проявил сострадание к щуке и её деткам, а щука является образом, олицетворяющим богиню удачи и процветания, и получил исполнение всех своих желаний.
В данном контексте ягья, направленная на богов, — это медитация, мысленное обращение, созерцание визуальных образов и произношение мантр с призывом выполнить ваши поручения, наказы. Удовлетворяются они именно вашим любовным общением, а не сливочным маслом, пусть даже очищенным, боги активируются, запускаются в действие потоком вашей животворящей энергии и любви.
В истории с Индрой он тогда сказал: "Я осознал себя слугой слуги Твоих слуг и потому предаюсь Тебе". Во вселенной все основано на любви, поэтому что могут испытывать все живые существа, в том числе и боги, когда к ним обращаются с любовью? Конечно же одарить вас всем, чем они могут. Но боги, как служебные духи обладают особенностями. Они служат всем, демонам и святым, они не имеют своей воли, они слуги живых существ, они активируются за счет вашей энергии и действуют только по вашей просьбе.
дева̄н бха̄вайата̄нена / те дева̄ бха̄вайанту ваx параспарам̇ бха̄вайантаx / ш́рейаx парам ава̄псйатха
Боги — Мои наперсники в сотворенном мире. Они, несомненно, удовлетворят все твои потребности, если будут довольны твоей ягьей. Однако они не являются независимыми и действуют с Моего ведома, посылая людям дождь, солнце и все, что необходимо для обильной пищи. Но кто наслаждается дарами природы, не желая осознавать роли богов в своем благополучии, считая, что все блага мира принадлежат им, является просто невеждой.
Человек, пренебрегающий надлежащим исполнением кармы, непременно затруднит своё (духовное) развитие. Люди не должны жить на Земле подобно бабочкам и стрекозам, которые все лето беззаботно поют и пляшут, они должны следовать йоге и духовному пути развития. Ягья является одним из элементов духовного развития людины и человека. Если человек, собрав урожай, наслаждается, отдельно от всех спрятав свои продукты под полой, не общается с высокоразвитыми живыми существами, предками, родом и богами (своей небесной семьёй), он, несомненно, является невежественным.
По поводу панча-маха-ягьи в "Гаруда Пуране" сказано:
адхйапанам брахма-йаджнах / питри-йаджнас ту тарпанам хомо даиво балир бхауто / нри-йаджно титхи-пуджанам
- Адхьяпана, или обучение других наставлениям шастр именуется брахмаягьей.
- Подношения предкам носят название питриягьи.
- Совершение хомаягьи, огненного жертвоприношения, называют деваягьей.
- Подносить другим дживатмам еду, цветы, зерно или что-то ещё значит совершать бали или бхутаягью.
- А тепло принимать в своём доме гостей значит совершать нри-ягью.
Многие думают, что слово бали в этой шлоке означает совершать ягью, сопровождающуюся убиением животного или человека, однако шастры говорят иное: "Истинное значение слова бали состоит в том, чтобы ради удовлетворения богов дарить другим зерно, воду, плоды, цветы и животных" (Бхаг., 11.5.11).
йаджн̃а-ш́ишт̣а̄ш́инаx санто / мучйанте сарва-килбишаиx бхун̃джате те тв агхам̇ па̄па̄ / йе пачантй а̄тма-ка̄ран̣а̄т
Принимая в пищу остатки пяти жертвоприношений вселенским богам, праведная душа искупает пять проблем, связанных с насилием. Скупцы, вкушающие дары природы лишь для своего удовлетворения, приобщаются к греху (берут карму на себя).
Человек поддерживает свою жизнь, употребляя в пищу различные продукты, при этом гибнут многочисленные живые существа. Этого достаточно, чтобы любой человек не смог попасть на Сваргу.
Ягьи, связанные с поклонением девам, называются вайшва-девой:
васу-сато крату-дакшау кала-камау дхритих курух пурурава мадраваш ча вишвадевах пракиртитах
Человек совершает нечаянное убийство, когда пользуется пестом, огнём, жерновами, кувшином для воды и метлой" (Бхарата Муни). Те, кто готовит пищу для самих себя, вовлекаются в негативных последствия насилия, даже если они добросовестно исполняют все свои обязанности, им не достичь Сварга-локи. Вот почему смрити-шастры предписывают людям совершать панчаягью; это поможет им избавиться от греха, совершаемого при использовании панчасуны.
Предлагая пищу девам, мы одухотворяем пищу, а все живые существа, которые при этом погибли получают духовное благо, освобождение, которое они не смогут поучить без этого.
анна̄д бхаванти бхӯта̄ни / парджанйа̄д анна-самбхаваx йаджн̃а̄д бхавати парджанйо / йаджн̃аx карма-самудбхаваx
Живые существа растут от пищи, пища растет от дождя. Дождь происходит от жертвоприношения, а жертвенное таинство происходит от действия.
Живые существа растут от пищи, а пища вырастает благодаря дождям. Дождь приходит благодаря жертвоприношениям, а жертвенное таинство происходит от действия. Таким образом, благоприятные дожди происходят от ягьи, а ягья рождается из предписанного долга.
Бхагаван говорит: "Всё же лучше совершать ягью, ибо это помогает поддерживать в мире должный порядок (процессы самоорганизации)". Зерно превращается в кровь, а кровь потом становится семенем, из которого развивается будущее тело живого существа. А источником зерна являются облака; они питают зерно дождями. Облака же возникают благодаря ягье. Когда люди совершают ягью, образуется достаточное количество дождевых облаков.
Причиной ягьи является карма (деятельность), потому что наилучшей ягья считается тогда, когда и ритвик (жрец, проводящий ягью), и яджаман (тот, от чьего имени она совершается) добросовестно исполняют свои обязанности.
Пока нет комментариев
Оставить комментарий
Для того чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться.